Среди всего впечатляющего многообразия компьютерных игр, увы, довольно редко попадаются действительно стоящие детективы. Сейчас в моду стремительно влетел stealth-action, и всевозможные сэмыфишеры крадутся по мониторам пользователей, не забывая учитывать освещенность узких коридоров и кремниевые мозги многочисленной охраны. А детективы, некогда, наряду с квестами, гордо носившие звание самого востребованного жанра на PC, вымирают. Впрочем, некоторые разработчики совершено справедливо не поддаются пессимистическому настрою, и среди них Her Interactive, творцы гениальной и очень почитаемой в определенных кругах серии Nancy Drew.
Итак, познакомьтесь, Нэнси Дрю, симпатичная, непоседливая, любопытная, пронырливая и дьявольски умная девушка, обладающая прямо-таки поттеровским (хотя, справедливости ради заметим, что именно сей темноволосый гражданин Великобритании слямзил оный навык у леди Дрю) умением впутываться в различные истории. Ладно, если бы весь катарсис ограничивался кошкой, что залезла на дерево и никак, бедная, не может оттуда слезть. Нет! Вокруг Дрю плотным роем ошиваются негодяи, бандиты, убийцы и прочие криминальные элементы. Количество преступлений и тайн, к которым так или иначе причастна наша героиня, увеличивается с каждым днем прямо-таки в геометрической прогрессии. И, что особенно отрадно, она, демонстрируя способности, которым позавидовал бы Шерлок Холмс, разматывает туго свернутые клубки секретов и выносит скелетов из шкафов на белый свет уже на протяжении четырнадцати игр!
А на повестке дня у нас сегодня - Nancy Drew: Danger by Design, последняя, на данный момент, часть сериала.
Путями Конана-Дойля...
Куда только не отправляли свою героиню разработчики из Her Interactive. Нэнси, кажется, в свои молодые годы увидела больше стран мира, чем некоторые маститые географы-путешественники преклонных лет. Новая игра исправляет одну маленькую, но серьезную оплошность: леди Дрю еще ни разу не была в Париже. Однако, вместо того, чтобы отправиться в эту столицу влюбленных с одним из бойфрендов, или просто поглазеть на разного рода архитектурные диковины, она летит туда с важной миссией: понять, что именно прогнило в королевстве моды.
Дело в том, что в жизни чрезвычайно одаренной женщины-кутюрье по имени Minette (sic!) наступила черная полоса. Нитки, понимаешь, убегают, швы разъезжаются, времени выполнять огромный заказ на весеннюю коллекцию почти нет, работники-мужчины так и норовят ущипнуть за самое интересное место. В общем, жизнь стремительно покатилась к черту, и Minette срывает злобу на подчиненных, уволив чуть ли не весь свой персонал (прим.: наверное, сама все шить будет...) и нацепив на миловидное личико чудную какую-то маску. В чем глубокий экзистенциальный смысл сего акта протеста, поначалу, конечно, неясно, но игроки, обычно, понимающе вздыхают и прикидывают, а не надеть ли такую маску у себя в офисе, чтоб начальник снизошел до требований дать отпуск на год, а лучше на два.
Аморальные папарацци не приняли в расчет бедственное положение несчастной француженки и тут же раздули колоссальных размеров слонов, упомянув и городскую психиатрическую лечебницу, и "порочащие связи", и, мягко говоря, не совсем обычный головной убор модельерши. Так что Minette теперь не то, что сконцентрироваться, взять себя в руки и приказать успокоиться - на улицу выйти стыдно, ведь сразу десять человек подбегают и пальцами некультурно тычут.
Все настолько плохо, что добросердечный знакомые опального кутюрье вызывают лучшего из известных им сыщика ("счастливый" билет выпал Нэнси Дрю, несомненно!), чтобы он втерся в доверие к начавшей пугаться собственной тени Minette и выяснил, что за безобразия отравляют жизнь бедняжке.
Нэнси Дрю предстоит работать под прикрытием, точнее, ей вообще предстоит изображать из себя шпиона, крадущегося через вражью границу, привязав к ногам пудовые лосиные копыта. Кутюрье не должна узнать о "засланном казачке" ничего, чтобы не спровоцировать ее мозговые центры, отвечающие за деструктивные действия. Ну, первый раз что ли? И наша героиня принимается на дело.
Элементарно, Ватсон!
Перед нами классическая адвенчура с детально проработанными квестовыми элементами. Удачно накрутившая полкилограмма отборной лапши на уши многострадального модельера Нэнси получает вакантное место ассистентки (между прочим, чтобы не получить его, стоило очень постараться - гневливая Minette разогнала всех вкалывающих на нее рабов, оставив по каким-то собственным соображениям лишь малость зашуганную землячку леди-детектива Хэзер Маккей). Это означает, что попутно с расследованием девушке придется обязательно выполнять поручения раздраженной мадам. Причем, тянуть с их выполнением не стоит: долгий ящик, в который игрок отложит квесты дизайнера, вполне способен стать эдаким "деревянным макинтошем", иллюстрирующим неумолимый Game Over.
К тому же, задания довольно интересные, хоть и скучноватые для человека, далекого от мира моды. Чего стоят только составления разнообразных коллекций одежды с учетом вкусов привередливых и баснословно богатых заказчиков. Скажете, ерунда? Скажу - полный абзац. Один терпеть не может определенные цвета, и если вы подсунете ему одежду такой расцветки, глобальная катастрофа обеспечена: падение метеорита покажется в сравнении с гневом обманутого клиента детским снежком. Второй еще более привередлив и не желает носить определенные вещи в комплекте. Миллионерша из США категорически отказывается носить желтый цвет в теплое время года. Хлопот с этими "большими маленькими детьми" уйма, а у нас еще в наличии много других заданий и, собственно, расследование. Заменив, по сути, много-много человек, Нэнси должна и вкалывать за целый отдел: работать секретаршей, готовить напитки, решать проблемы с ремонтниками оборудования (не улыбайтесь - никаких пошлостей вам здесь не обломится, друзья). Сильно раздражают FedEx-квесты, а таких здесь ой как много: они отнимают значительное время, а толку - ноль. Понимаете, папа нашей гордой подопечной взял с нее торжественное обещание не выходить на опасные улицы Парижа в поздний час. Поздний час начинается ровнехонько в девять, поэтому вести дела расследования у Нэнси есть возможность только в "детское время". Догадайтесь с одной попытки, задания модельера рассчитаны на выполнение ночью или днем? Очень даже неприятно бежать куда-нибудь с письмом или очередной безделушкой, понимая, что разгадать очередную стр-рашную тайну не хватит жалких тридцати минут...
Но само расследование нежданно оказывается много более трудоемким процессом, чем все эти откровенно побочные квесты. Для того, чтобы найти очередную зацепку, предстоит переговорить с неисчислимым множеством персонажей. Но это отнюдь не скучный процесс - некоторые настолько карикатурны, что вызывают улыбку при первом же появлении.
Загадки старого дома.
О здешние головоломки порой можно, натурально, сломать голову. Подобно памятному The Da Vinci Code, львиная доля загадок - лингвистические, и связаны они с расшифровкой данных. Ладно еще если бы в них присутствовали только английские слова, девелоперы, не забыв о том, в какой географической местности происходит действо, щедро напихали головоломок на французском. Слабо сказать на языке Д'Артаньяна что-нибудь, кроме "Шерше ля фам"? Вот так вот. Часть подобных, весьма тормозящих игровой процесс, языковых препон можно преодолеть, подключив к прохождению персонажей... ну, или знакомого учителя французского языка, кому что приятнее.
Список огорчений успешно продолжают многочисленные заимствования из прошлых игр серии. "Креативщики" Her Interactive просто взяли да и по великой наглости вставили в Danger by Design несколько самых удачных и необычных квестов былых лет. "Как вам нравится, например, кулинарная практика? Уже была? Ах, ну что же, повторите, не переломитесь", - любезно сообщают девелоперы озадаченному и возмущенному игроку.
Очередная (и последняя) плюха - задания на время. И причина моего возмущения не в том, что я представляю собой тормозную систему двадцатилетней давности, а в полной невозможности симбиоза ехидно тикающего "будильника" и бестолкового управления.
Итоговые комментарии.
Сюжет. Рассказ несколько затянут, но интересен и оригинален. Единственное - по моему мнению, новая серия Nancy Drew более рассчитана на прекрасный пол, тогда как предыдущие были куда универсальнее.
Графика. Графический движок, как и положено адвенчуре, выдает симпатичную картинку; некоторым, любовно воссозданным дизайнерами локациям мне хочется аплодировать стоя. А вот за таких чурбаков, обтянутых текстурами, которых здесь почему-то упорно именуют людьми, отрывали руки насовсем еще два года назад.
Звук и музыка. И снова звуковая дорожка не избежала общей участи для игр такого калибра: она невыносимо серая. Музыка не запомнится вам, хоть слушай только ее 24 часа в сутки, а к голосам персонажей лучше не прислушиваться - их хорошо заменяют титры.
Вердикт.
Бросив все силы на создание увлекательного, "специализированного" повествования о мире высокой моды, разработчики проигнорировали дряхлый и сморщенный графический движок, наклепали с десяток скучных треков, нарисовали пару божественных локаций и поспешили сдать игру в печать.
Несмотря на все положительные стороны, конвейерная поделка. Покупать рекомендуется в двух случаях: 1. Вы большой поклонник Nancy Drew; 2. Вам совсем не во что поиграть.